economicus.ru
Лекция 2. Спрос

Полезность и спрос
Посмотрим теперь более внимательно на поведение покупателя. Какими правилами он руководствуется при покупке того или иного товара? Какие цели он при этом ставит? Сколько единиц данного товара он приобретет при определенных условиях?
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения
1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара. Рассмотрим следующий пример (табл. 1).
TU - total utility (общая полезность);
MU - marginal utility (предельная возможность)
Таблица 1.
Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя
Число
абрикосов
Общая полезность
(сумма предельных полезностей), ед.
Предельная полезность
(полезность дополнительного абрикоса), ед.
1
2
3
4
5
10
18
24
28
30
10
8
6
4
2
С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.
Обозначим общую полезность TU, предельную полезность MU, а общее количество Q и построим по данным табл. 1 соответствующие графики (рис. 4).

Рис. 4. Общая полезность (а) и предельная полезность (б).
Каким же образом полезность связывается со спросом? Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например 1 руб. имеет полезность, равную двум единицам полезности.
Тогда наша таблица будет выглядеть следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):
Таблица 2.
Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)
Число абрикосов
Общая полезность
Предельная полезность
1
2
3
4
5
5
9
12
14
15
5
4
3
2
1
Представим теперь данные табл. 2 графически (рис.5).

Рис. 5. Полезность, выраженная в денежных единицах.
а - общая полезность; б - предельная полезность.
Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на абрикосы при различных значениях цены абрикосов. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.
Допустим, цена одного абрикоса равна 5 руб. Сколько абрикосов купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая один абрикос, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второй абрикос при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго абрикоса.
Сколько абрикосов купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первый абрикос принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. - приобретает 4 руб. - теряет), второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит "убыток".
Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб., мы получим следующие результаты:

Цена абрикосов, руб.
Объем спроса, шт.
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
Используя эти данные, можно построить линию спроса потребителя.

Рис. 6. Линия спроса потребителя.
Сравнив рис. 6 и 5,б, можно сделать следующие выводы.
Линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с ростом цены из аксиомы снижения предельной полезности.
Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ.
Такой подход получил название кардиналистского (от англ. cardinal - количественный).
Ординалистский подход (от англ. ordinar - порядковый), который подробнее будет изложен позднее, требует только возможности установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности). Этот подход можно также назвать относительным.
Итак, мы можем сделать следующие выводы.
1. Исходным пунктом исследования спроса является изучение поведения отдельного потребителя.
2. В основе поведения потребителя лежит представление о полезности блага.
3. Уменьшение предельной полезности дополнительной единицы блага лежит в основе построения линии спроса.