economicus.ru
Лекция 23. Затраты

Затраты фирмы в длительном периоде
В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства. Она стремится выбрать наилучшую их комбинацию - такую, которая минимизирует затраты на данный объем выпуска продукции. Например, в длительном периоде фирма может замещать капитал трудом или, наоборот, труд капиталом, чтобы прийти к оптимальной комбинации ресурсов. Мы видели в предыдущей лекции, что оптимум достигается, когда предельная норма технической замены равна отношению цен ресурсов (факторов производства). Графически оптимальная комбинация ресурсов в производстве заданного объема выпуска определяется точкой касания изокванты и изокосты (см. лекцию 22 рис. 9).
Теперь мы можем перейти к рассмотрению кривых затрат длительного периода. Затраты длительного периода - это затраты производства при условии, что все факторы используются в такой комбинации друг к другу, которая минимизирует общие затраты производства данного объема продукции. На рис. 1,б показана типичная U-образная кривая средних общих затрат короткого периода. Рассмотрим форму кривой средних затрат длительного периода.
В длительном периоде фирма планирует свои капиталовложения и может выбирать наилучший объем производственных мощностей. Следовательно, в длительном периоде фирма способна произвести заданный объем продукции с меньшими затратами, чем в коротком, когда она стеснена заданными производственными мощностями.
Предположим, что фирма использует два фактора производства: капитал и труд. На рис. 2 изображены ее изокванты и линия роста. Пусть объем используемого капитала фиксирован в коротком периоде на уровне K1. Чтобы произвести объем продукции Q1, фирма выберет объем использования труда L1. Стесненность выбора фирмы в коротком периоде обнаруживается, если фирма решит увеличить объем производства до Q2 (потому что возрос спрос на ее продукцию). В коротком периоде объем капитала фиксирован и фирма не найдет ничего лучшего, чем использовать L3 единиц труда. В этом случае общие затраты на производство задаются изокостой А3В3; обозначим их TC3.
В длительном периоде у фирмы больший выбор. Она может увеличить объем используемого капитала, чтобы применять его в наилучшей комбинации с трудом (комбинации, минимизирующей общие затраты). Как мы знаем, такая комбинация определяется точкой касания изокванты и изокосты. В данном случае (для объема производства Q2) это точка Е2. Затраты, задаваемые изокостой А2В2 и равные TС2, здесь меньше, чем на изокосте А3В3 (которая лежит выше)

Рис. 2. Наилучший выбор комбинации ресурсов в коротком (Е3) и длительном (Е2) периодах
Какие выводы мы можем из этого сделать относительно поведения затрат в коротком и длительном периодах? На рис. 3,а изображена та же самая ситуация, что и на рис. 2, но в других координатах: по оси абсцисс отложены объемы продукта, а по оси ординат - общие затраты. Видно, что при объеме производства Q1 кривые касаются друг друга, а при других объемах кривая для короткого периода располагается выше. Так же соотносятся и средние общие затраты, представленные на рис. 3,б. Рис. 4 показывает соотношение предельных затрат для разных периодов.

Рис. 3. Кривые общих (а) и средних (б) затрат в коротком (STC, SAC) и длительном (LТС, LAC) периодах.
Точки Е1-Е3 соответствуют точкам на рис. 2. Затраты в коротком периоде больше, чем в длительном, при всех объемах продукта, кроме единственного (Q1), где они совпадают: для этого объема наилучшим образом выбраны и переменные, и постоянные факторы. При объеме продукта Q1 кривые для короткого и длительного периодов касаются друг друга, а при других объемах (например, Q2) кривые для короткого периода располагаются выше, чем для длительного.

Рис. 4. Кривые предельных затрат в коротком (SMC) и длительном (LMC) периодах.
Как видно из рис 3, а, при объеме продукта Q1 наклоны касательных к кривым STC и LTC, совпадают; в точке E1 обе кривые имеют общую касательную. Значит, при Q = Q1 совпадают предельные затраты короткого и длительного периодов. Слева от E1 кривая STC более полога, а справа - круче, чем LTC. Значит, при Q < Q1 предельные затраты короткого периода меньше, чем длительного, а при Q > Q1 - больше. Итак, при Q = Q1 кривые SMC, и LMC пересекаются, причем наклон SMC больше, чем LMC.
Итак, предприятие может в длительном периоде изменять не только объемы применяемых труда и материалов, но и величину производственной мощности. Пусть вы решили заняться пассажирскими перевозками между селом, в котором живете, и районным центром. В зависимости от спроса на подобные услуги вы сможете оказывать их наиболее дешевым способом либо с помощью легкового автомобиля, либо микроавтобуса, либо автобуса. Другими словами, ваше предприятие может быть малого, среднего или крупного размера. Каждый размер предприятия характеризуется своим набором кривых средних и предельных затрат короткого периода. Для вашего предприятия они будут выглядеть как на рис. 5.

Рис. 5. Кривые средних и предельных затрат для малого, среднего и крупного предприятия
Если вы намерены осуществлять пассажирские перевозки в объеме, не превышающем Q2, то наиболее экономичным для вашего предприятия будет использование легкового автомобиля. Если вы прогнозируете, что объем спроса на ваши услуги будет лежать в диапазоне от Q2 до Q4, то лучший вариант для вас - иметь микроавтобус. Ну а если спрос еще больше, то нужно приобретать большой автобус.
Пусть сначала вы занимались перевозками на легковом автомобиле - и этого было достаточно. Но вот вы обнаружили, что односельчане стали чаще ездить в город и вам имеет смысл увеличить перевозки в два раза (с Q1 до Q3). В коротком периоде вы можете увеличить число рейсов в два раза, и ваши средние затраты на одного пассажира будут C1. В длительном периоде вы решаете укрупнить свое предприятие: дождавшись износа автомобиля, заменяете его микроавтобусом, либо продаете автомобиль и покупаете микроавтобус, либо, если вы арендовали автомобиль, не возобновляете аренду автомобиля, а арендуете микроавтобус. Теперь ваши средние затраты на одного пассажира равны С2, поскольку они определяются кривой SАС2, а не кривой SАС1.
Почему SАС2 лежит ниже SАС1 при объемах перевозок свыше Q2 Потому что, используя микроавтобус, вместо того чтобы совершать большее чиcло рейсов на легковой автомашине, вы экономите бензин, собственный труд и затраты на ремонт, так как физический износ автомашины и частота поломок прямо пропорциональны километражу пробега. Однако если число пассажиров будет меньше Q2, использование микроавтобуса дает более высокие средние затраты, чем применение легковой автомашины, так как вы будете гонять микроавтобус полупустым и более высокая стоимость вашего капитала будет приходиться на меньший объем выпуска.
Наконец, если вы намерены осуществлять перевозки в объеме, превышающем Q4, то вам следует обзавестись большим автобусом, а ваши средние затраты будут определяться кривой. SАС3. Легко видеть, что кривой средних затрат длительного периода будет кривая, охватывающая соответствующие участки кривых средних затрат короткого периода. На рис. 5 эти участки показаны жирной линией.
Теперь представим себе, что вариантов для выбора размера предприятия (или величины его производственной мощности) гораздо больше, чем три. Линия, охватывающая, или "огибающая", кривые затрат короткого периода, превратится в гладкую кривую. На рис. 6 показана такая кривая средних затрат длительного периода LAC. В данном случае она имеет U-образную форму. Нисходящий участок кривой, показывающий снижение средних затрат при увеличении объема производства, соответствует возрастающей отдаче от масштаба производства, а восходящий участок кривой, показывающий повышение средних затрат с ростом объема производства, соответствует убывающей отдаче от масштаба.

Рис. 6. Кривая средних затрат длительного периода при возрастающей и убывающей отдаче от масштаба
Некоторые отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба. Такой отраслью были бы и наши пассажирские перевозки, если бы, скажем, не существовало микроавтобусов и автобусов, но зато у вас была бы возможность увеличить объем перевозок в два или три раза, увеличив в два или три раза количества всех факторов производства. Иначе говоря, вы можете перевозить в два раза больше пассажиров, купив или арендовав еще один легковой автомобиль, наняв еще одного водителя и закупая в два раза больше бензина. Кривые средних затрат при использовании одного, двух и трех легковых автомобилей будут выглядеть соответственно как SAC1, SAC2 и SАС3 на рис. 7. Здесь предполагается, что объем производства в отрасли не влияет на цены факторов производства.

Рис. 7. Отрасль с постоянной отдачей от масштаба.
При постоянной отдаче от масштаба затраты пропорциональны объему производства: LTC = = kQ. Поэтому LAC = LMC.
Форма кривых средних затрат длительного периода различна в разных отраслях. В одних отраслях убывающая отдача от масштаба вступает в силу при "малых" объемах производства (рис. 8,а), в других обширный диапазон объемов производства характеризуется возрастающей отдачей от масштаба и только при "очень больших" объемах выпуска отдача от масштаба начинает снижаться (рис. 8,б). Разумеется, большими или малыми объемы выпуска являются относительно емкости рынка, т. е. спроса на продукцию отрасли. Многие отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба производства в широких пределах изменения объема продукции, как на рис. 8,в.
      
Рис. 8. Формы кривой средних затрат длительного периода