economicus.ru
Лекция 26. Монополия

Поведение монополии в коротком периоде
В предыдущей лекции было подробно рассмотрено поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, основным признаком которой является независимость рыночной цены от поведения отдельного продавца или покупателя. Причина такого положения дел состоит, как мы помним, в том, что объем покупок или продаж любого из участников рынка несоизмеримо мал по сравнению с общим рыночным объемом.
Обратимся теперь к противоположной ситуации, когда на рынке существует только один продавец некоторого товара, причем товар этот не имеет близких заменителей, рынки которых могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара. Допустим также, что в рассматриваемой отрасли (в отличие от отрасли с совершенной конкуренцией) существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм (наличие государственной разрешительной системы на право ведения данного вида деятельности; контроль единственной фирмы над некоторым специфическим ресурсом, необходимым для производства товара и т. д.). Такая рыночная структура называется в экономической теории чистой монополией. Отметим, что некоторые условия совершенной конкуренции (наличие большого числа покупателей, доля каждого из которых мала) предполагаются имеющими силу и для случая чистой монополии.
В дальнейшем, говоря об отрасли с чистой монополией, мы будем пользоваться для краткости термином "монополия", а единственного в такой отрасли производителя называть монополистом. Заметим, что чистая монополия (впрочем, как и совершенная конкуренция) на практике встречается крайне редко - ведь большинство реальных рынков занимает место где-то между этими двумя полярными типами экономических структур. Однако для того, чтобы анализировать реальные рынки, нам необходимо прежде разобраться - как ведет себя фирма в двух крайних случаях: при весьма большом числе конкурентов и при полном их отсутствии.
Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. Поговорим вначале о спросе на продукцию монополиста и о его предельной выручке. Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависела от объема выпуска этой фирмы, а следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса представала как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс. Более того, эта линия спроса являлась также и линией средней, и линией предельной выручки фирмы. Цена выступала для фирмы как заданная рынком величина, а выпуск каждой следующей единицы продукции увеличивал общую выручку ровно на ту же величину, что и выпуск предыдущей единицы, т. е. на величину, равную цене продукции. Именно это обстоятельство приводило, как мы помним (лекция 25), к тому, что максимальную прибыль фирма получала при таком объеме производства, когда величина предельных затрат равнялась цене продукции.
Иначе обстоит дело в случае монополии. Ведь для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон (рис. 1). Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно - ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится. Такое высказывание в общем-то верно. Задача же экономической теории состоит в том, чтобы пойти несколько дальше с целью определить, какую же цену "заблагорассудится" назначить монополисту и от чего эта цена зависит.

Рис. 1. Изменение общей выручки монополиста при увеличении объема выпуска
Один из основателей современной экономической теории А. Курно начал свой анализ монопольной ситуации со следующего допущения: предположим, что монополист вообще не имеет затрат. Каким в этом случае будет объем продаж монополиста? Попробуем и мы поразмышлять над этим вопросом.
Следуя аксиоме рациональности производителя, разумно предположить, что монополист выберет такой объем, при котором прибыль (а в нашем случае она равна выручке ввиду отсутствия затрат) будет максимальной. Это означает, что для ответа на поставленный Курно вопрос необходимо знать, как изменяется общая, а следовательно, и предельная (т. е. приращение общей) выручка при изменении объема выпуска.
Общая выручка равна произведению объема продаж на цену, по которой этот объем будет продан:
ТR = РQ.
В свою очередь цена, по которой будет продан данный объем, - это цена спроса:
P = PD(Q).
Пусть объем продаж увеличился от значения Q1 до Q2 и вследствие этого цена снизилась с Р1 до Р2. Приращение общей выручки
DTR = P2Q2 - P1Q1. (1)
Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину P1(Q2 - Q1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q2(P1 - P2). Таким образом, приращение общей выручки можно представить в виде
DTR = P1(Q2 - Q1) - Q2(P1 - P2) = P1DQ1 + P2DQ2. (2)
Эти рассуждения иллюстрирует рис. 1. Площадь прямоугольника OP1AQ1 изображает начальное значение общей выручки, а прямоугольника OP2BQ2 - ее конечное значение. Приращению выручки, вызванному ростом объема, соответствует прямоугольник Q1ACQ2, а уменьшению из-за снижения цены - прямоугольник Р2Р1СВ2.
Считая приращение объема малым, мы можем приближенно оценить предельную выручку отношением
MR " DTR / DQ = P1 + Q2DP / DQ.         (3)
Точное значение MR получим, перейдя к пределу при или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:
MR = dTR / dQ = d(PQ) / dQ,
откуда
MR = P + QdP / dQ,         (4)
Анализ выражений (3) и (4) показывает, что второе слагаемое в правой части равенств всегда будет меньше нуля, поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, а следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.
Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Кривая предельной выручки монополиста представлена на рис. 2,а. Эта линия пересекает ось абсцисс при Qmax. Понятно, что при объеме выпуска Qmax общая выручка будет максимальной (рис. 2,б). Иными словами, общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0.

Рис. 2. Выручка монополиста.
а - предельная; б - общая.
Для определения объема продаж, при котором достигается максимальная общая выручка, можно использовать и показатель эластичности спроса (h).
Ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены:
xP[D] = (dQ/dP)∙P/Q. (5)
Для нормальной кривой спроса, когда с увеличением цены объем спроса уменьшается, всегда Однако реакцию спроса на изменение цены удобнее характеризовать положительным коэффициентом эластичности, равным абсолютной величине эластичности:
h = |xP[D]|. (6)
Если 0 < h < 1, то спрос называют неэластичным, а если h > 1, то эластичным.
В общем случае эластичность спроса является переменной величиной. Для линейной функции спроса коэффициент эластичности изменяется от + + при Q (r) 0 до 0 при P (r) 0 (рис. 2).
Произведя несложные преобразования формулы (4), получим
MR = P + (dP/dQ)∙Q/P = P(1 + (dP/dQ)∙Q/P) = P(1 + 1/xP[D]) = P(1 - 1/h).         (7)
Из этого выражения видно, что при h > 1, т. е. в области эластичного спроса, предельная выручка положительна, а при 1 > h > 0 она отрицательна. При h = 1 предельная выручка равна нулю, т.е. общая выручка достигает своего максимального значения (подробнее о связи между эластичностью и общей выручкой см. лекцию 7).
Отбросим теперь сделанное выше предположение об отсутствии затрат и определим, какой объем выпуска выбирает максимизирующий прибыль монополист. Вообще говоря, в любой рыночной структуре фирма, стремящаяся к максимуму прибыли, достигает этого максимума, когда ее предельная выручка равна предельным затратам. Покажем это. Прибыль по определению представляет собой разность между общей выручкой и общими затратами:
П(Q) = TR(Q) - TC(Q). (8)
Условием максимума функции (Q) является равенство ее производной нулю:
dП/dQ = dTR/dQ - dTC/dQ = 0,         (9)
т. е. при оптимальном объеме выпуска QE
MR(QE) = MC(QE).         (10)
Теперь понятно, что при совершенной конкуренции мы сталкивались с частным случаем условия максимума прибыли (10). Поскольку при совершенной конкуренции MR = Р, условие максимума прибыли представало перед нами в виде
P = MC(QE).
При монополии же, как отмечалось выше, MR(Q) < P(Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,
MR = MC < P,         (11)
т. е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты.

Рис. 3. Установление монополистом цены на свою продукцию
Проиллюстрируем эти результаты графически. На рис. 3,а изображены линия спроса на продукцию предприятия-монополиста, кривые его предельной выручки, средних и предельных затрат, а на рис. 3,б - линия общей выручки и общих затрат монополиста. Монополист получает положительную прибыль в интервале объемов выпуска Q1Q2, где линия общей выручки расположена выше линии общих затрат. Своего максимального значения, равного длине отрезка LM, эта прибыль достигает при объеме выпуска QE, когда расстояние между кривыми TR и TC максимально. Заметим, что при выпуске QE наклон кривой TR в точке L равен наклону кривой ТС в точке М (касательные к кривым ТR и TC в точках L и М соответственно параллельны), т. е. МR = MC. Это можно увидеть и на рис. 3,а, где при объеме выпуска QE кривые MR и MC пересекаются (MR = МС). Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске QE единиц товара, которые реализуются на рынке по цене РЕ (рис. 3,а).
Прибыль эта соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Отметим, впрочем, что само по себе монопольное положение еще не гарантирует фирме получения положительной прибыли. Ведь вполне возможно, что покупатели не захотят платить за продукцию монополиста такую цену, которая позволила бы ему покрыть свои затраты на производство этой продукции (рис. 4).

Рис. 4. Монополия, минимизирующая убытки
В таком случае, очевидно, объем выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает для фирмы-монополиста не максимизацию положительной прибыли, а минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника - это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.
Попробуем теперь определить кривую предложения фирмы-монополиста.
Вспомним вначале наш анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Зная принцип выбора фирмой оптимального (максимизирующего прибыль) объема производства, мы могли однозначно сказать, какой объем выпуска выберет фирма при каждом значении цены, т. е. построить кривую предложения фирмы (которой оказывалась восходящая ветвь кривой предельных затрат выше точки пересечения кривой МС с кривой AVC; см. лекцию 23). Возможно ли аналогичным способом построить кривую предложения фирмы в условиях чистой монополии? Оказывается, что нет, так как в данном случае восходящая ветвь кривой МС показывает не то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от уровня цены товара (как в случае совершенной конкуренции), а лишь то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины предельной выручки. Рассмотрим рис. 5.

Рис. 5. Отсутствие кривой предложения для монополии
Предположим сначала, что монополист сталкивается с кривой спроса D1. Тогда монополист максимизирует свою прибыль при объеме выпуска QE, которому соответствует цена P1. Представим теперь, что кривая спроса на продукцию монополиста D2. Объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы, QE (как и в первом случае), однако цена реализации этого объема на рынке уже иная - P2. Таким образом, при различных кривых спроса различным уровням цены соответствует один и тот же оптимальный объем выпуска фирмы-монополиста (а одному и тому же уровню цены - разные оптимальные объемы выпуска), что означает невозможность построения кривой предложения такой фирмы.